Ремонт вариаторов (CVT)

Наибольшее распространение вариаторные коробки передач получили в Японии, откуда впервые пришли к нам на б/у машинах. В то время автовладельцы Новосибирска частенько даже не знали, какой агрегат притаился под капотом.
Покупая подержанный автомобиль с вариатором, будьте готовы к его возможному ремонту. Ресурс, заложенный японскими автопроизводителями, составляет 200 тыс. км пробега, и у каждой новой модели становится всё больше. Если водитель соблюдал правила эксплуатации, разрушение пластинчатого ремня возможно лишь при пробеге сверх ресурса — из-за накопившейся усталости стальных лент (цепи), поддерживающих пластины. Но убить вариатор можно и гораздо раньше, если, например, буксуя в грязи, нервно перебрасывать селектор из D в R и обратно. Первыми не выдерживают издевательства ленты — вытягиваются, зазоры между пластинами ремня увеличиваются. А усилие сжатия конусов очень большое, так что неправильно расположенную пластину они выдавят легко. В итоге ремень разрушается и надирает конуса, попутно забивая продуктами выработки гидроблок.
В этом случае буксировать машину не рекомендуют: рассыпавшийся ремень способен повредить контактные поверхности шкивов и зубья шестерен. Экономия на эвакуаторе обернется покупкой не только дорогостоящего комплекта шкивов и ремня (цепи), но зачастую и более дефицитных деталей, которые придется заказывать.
Наши опытные механики по состоянию рабочих поверхностей пластин определяют путь поиска неисправности. Если на кромках пластин сохранились наклонные насечки, ремень не проскальзывал, давление в полостях управления шкивами в норме. Если же видны крупные задиры с заусенцами, то, давление в системе снижено. Возможных причин тому много, начиная с неисправности масляного насоса и заканчивая износом уплотнительных колец шкивов.
Ремень можно повредить и даже порвать, если при быстром движении машины выйдет из строя датчик скорости. Потеряв его сигнал, ЭБУ быстро сдвинет шкивы в среднее положение — переведет вариатор в аварийный режим, чтобы предотвратить его полное разрушение. При такой перегрузке стальные ленты деформируются. Сам же датчик скорости на основе эффекта Холла и поныне не особо надёжен. Если он откажет на средней скорости, риск перегрузки ремня минимален. Такие отказы нередки, поэтому после покупки подержанного автомобиля датчик скорости лучше сразу заменить новым, благо разбирать вариатор не придется — датчик закреплен на корпусе, снаружи. Цена его около 4000 рублей.
Убить ремень случается и на малой скорости. Например, если при парковке задним ходом неосторожно удариться колесами в высокий бордюр, ремень получит слишком сильный импульс в обратном направлении — и будет поврежден. Отказ другого, более сложного электротехнического устройства — шагового электромотора приведет к менее печальным результатам: движению с постоянной скоростью.
О неисправностях датчиков и исполнительных устройств подскажет встроенная система самодиагностики. При поломке любого из них она переводит вариатор в аварийный режим до устранения неисправности.
Замена масла предусмотрена инструкцией через каждые 60-100 тыс. км пробега. Фильтр рассчитан на весь срок службы, при ремонте вариатора ставят новый. Также перед заменой не лишним будет провести плановую диагностику.
Опыт показал также, что cvt не любят постоянного движения на высоких скоростях. На скорости, в частности, у них интенсивно изнашиваются подшипники валов, заявляя о надвигающейся беде недвусмысленным гулом и стружкой во всей системе.
Система управления вариаторами более современная, она не позволяет ремню проскальзывать на шкивах — при необходимости попросту ограничивает мощность двигателя. Но не стоит думать, что это позволит эксплуатировать машину, не ремонтируя. Крутые подъемы, рыхлый песок под колесами и т. п. будут ей просто не по силам. Поэтому если на вашем Мурано динамика разгона резко ухудшилась, то виновник здесь не обязательно двигатель. Часто причина вялости машины кроется в вариаторе.

Top